4c6ec59d

Дело Мартыненко: Украина законсервирована до 2019 года

Мартыненко

Три дня будоражила страну попытка антикоррупционных органов арестовать Николая Мартыненко, бывшего народного депутата. Он в политике уже 20 лет, сохранял влияние, будучи и в оппозиции, и в коалиции. При беглом президенте Януковиче руководил одним из ключевых парламентских комитетов – по топливно-энергетическому комплексу. Сегодня он – один из лидеров и ключевых спонсоров коалиционной фракции Народного фронта (НФ).

В общем экс-нардеп – слишком крупная он фигура в украинской политике, чтобы оказаться в Лукьяновском СИЗО. «Мартыненко – человек высокой культуры, не то, что понты Насирова [отстраненный на время следствия глава Государственной фискальной службы, вышел из СИЗО под залог в 100 млн. грн.]», — заявил в №17(759)  журнала Корреспондент собеседник из «Народного фронта».

Что вменяют «фронтовику»

Антикоррупционные ведомства – НАБУ и САП – подозревают Мартыненко в нанесении ущерба на 17 миллионов долларов. Политик якобы организовал схемы хищения денег при закупках уранового концентрата для Восточного горно-обогатительного комбината (Днепропетровская область). Естественно, по завышенной цене – через австрийскую фирму-посредника Steuermann, которая, по мнению следствия, связана с Мартыненко.

Посредническая схема действовала и для торговли продукцией другого госпредприятия – Объединенной горно-химической компании – через еще одну австрийскую «прокладку» Bollwerk, тоже связанную с бывшим нардепом.

В итоге обвинение инкриминировало ему две уголовных статьи: «Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением» и «Создание преступной организации». После этого борцы с коррупцией предложили суду арестовать Мартыненко на два месяца – или отпустить его под залог в 300 миллионов гривен.

Но Мартыненко остался на свободе, даже не обремененный залогом. В субботу 22 апреля Соломенский райсуд Киева передал его на поруки невиданной ранее в украинских судах делегации: 18 народным депутатам и трем министрам от партии Народный фронт.

Через три дня после этого группового заступничества, портал журналистских расследований «Наши гроши» сообщил, что теперь комбинаты-фигуранты «дела Мартыненко» торгуют уже через нового посредника – немецкую компанию TS Taunus Chemical GmbH. При этом на самих госпредприятиях не поменялся ни менеджмент, ни цена поставок. Схемы работают по-прежнему, не важно, новые или прежние у них бенефициарии.

Однако эта устойчивость – только видимая. Посягательство на столь влиятельную фигуру во властной иерархии может открыть «ящик Пандоры» и перетрясти наш правящий политический класс – вплоть до развала политической системы, которая формировалась в Украине еще со времен большой приватизации при президенте Леониде Кучме.

Внезапность – важнее подготовки

Из действий детективов НАБУ следует, что они не были готовы задерживать Николая Мартыненко именно 20 апреля, а действовали по ситуации. Задержание происходило, как сказал один из адвокатов Мартыненко Игорь Черезов, без «элементарного пакета документов». «В обед он позвонил мне и попросил приехать, потому что к нему пришли какие-то люди и хотят его арестовывать, — рассказывает другой его адвокат Петр Бойко. – Оказалось, что у детективов НАБУ не было даже подозрения. Мы естественно, отказались куда-либо с ними ехать. Они уехали, и вернулись уже через несколько часов с подозрением». После задержания Мартыненко со своими адвокатами до пяти утра ждали в НАБУ, пока детективы готовили процессуальные документы.

Вероятно, у Мартыненко был свой источник информации. О процессуальных действиях детективов известно Специализированной антикоррупционной прокуратуре (САП), которая и дает разрешение на их проведение. Также знать о них могла Генпрокуратура, в структуре которой остается САП. А значит, утечка информации могла быть не только на Администрацию Президента, но и просто частным лицам.

23 апреля НАБУ на своей странице в Facebook объяснило, что задержание происходило именно так, потому что появились подозрения в намерениях Мартыненко скрыться от следствия. Мол, за день до проведения запланированных на 20 апреля обысков, он сообщил своим близким адреса и автомобили, которые должны были обыскиваться, и сумел скрыть «доказательства своей преступной деятельности», потом отключил мобильный телефон, покинул место постоянного проживанияи велел сделать то же самое своим родным близким. Боясь упустить Мартыненко, детективы пошли на задержание без постановления суда и подготовленного подозрения, оправдываются в НАБУ.

Защита Мартыненко называет эти основания надуманными, а само дело Мартыненко – политически мотивированным, обвиняя НАБУ в «политическом пиаре». Обвинение, в свою очередь, видит политическое давление на суд со стороны депутатов Народного фронта, которые своими действиями ограничили судью в выборе меры пресечения для Мартыненко. В антикоррупционной прокуратуре Корреспонденту заявили: выступления народных депутатов на суде, взявших на поруки подозреваемого, не предусмотрены ни одной процессуальной нормой.

Кроме того, заявили в САП, депутаты поручились за Мартыненко задолго до оглашения сути подозрения, «засветив» исключительно политические мотивы для вмешательства. В прокуратуре также уверены, что избранная мера пресечения не соответствует ни степени преступления, которое инкриминируется, ни рискам для следствия.

Защита тоже готовится к апелляции и будет доказывать там несостоятельность обвинения – и даже пользу, которую Мартыненко якобы принес государству. «Дескать, Мартыненко содействовал энергетической зависимости от северного соседа тем, что сумел договориться с Казахстаном о поставках уранового концентрата для наших АЭС. Участие посреднических фирм будет подано как обычная бизнес практика», — говорит источник Корреспондента, близкий к Народному фронту.

Обвинение без главного доказательства

Для адвокатов Мартыненко неожиданным было то, что их клиента задержали по делу о поставках уранового концентрата. Больше года НАБУ допрашивало Мартыненко по другому делу – о закупке оборудования для государственного Энергоатома у чешской компании Skoda. Прокуратура Швейцарии подозревает Мартыненко в получении 30 миллионов долларов за допуск чешской компании к тендеру. Эти деньги перечислялись на счет панамского офшора.

После того, как стало известно, что Швейцария направила запрос по этому делу в украинскую Генпрокуратуру, Мартыненко добровольно сложил полномочия народного депутата, чтобы не бросать тень на своего соратника – тогдашнего премьер-министра Арсения Яценюка. При этом Skoda заявила, что это была не взятка, а плата за лоббистские услуги (на Западе – легальный бизнес). А в Украине адвокаты добились решения суда о запрете НАБУ продолжать расследование. Хотя САП через апелляцию отменила это решение, эксперты считают, что дело Энергоатома уже развалилось.

Слабые перспективы доказать вину Мартыненко и по делу о нанесении ущерба Одесскому припортовому заводу, которое расследуется с 2015 года.По информации источника Корреспондента, Мартыненко и Яценюка уже отодвинули от контроля над ОПЗ в пользу окружения президента. Впрочем, адвокат Черезов, который занимается «одесским делом», заявил Корреспонденту, что Мартыненко никогда не имел к нему отношения.

В схемах с подставными посредниками и своими людьми в менеджменте очень сложно доказать причастность к ним политика, поэтому они так давно и широко используются в Украине. «Мартыненко нигде не ставил свою подпись. Единственное подтверждение, что ему принадлежит австрийская фирма-посредник, – это выписка из торгового реестра. Но этого самого главного документа у обвинения нет, – говорит о деле по Востчному ГОКу адвокат Мартыненко Петр Бойко. — И прокуроры, прекрасно это понимая, инкриминируют «про запас» статью 255 – создание преступной организации, через которую можно объяснить что угодно».

Адвокаты, не имеющие отношения к делам Мартыненко, единодушны в том, что все эти посреднические схемы – чистая уголовная статья о хищении государственных средств: «Купил дешево, государству продал втридорога. Вместо прямого договора по выгодной государству цене, был подписан контракт с посредником по завышенной цене, и «навар» составил почти 30% от реальной стоимости контракта». А вот доказываются такие схемы только через свидетельские показания, заявили опрошенные Корреспондентом юристы.

О свидетелях политики тоже позаботились. В тот же день 22 апреля, по решению того же Соломенского суда на поруки трем народным депутатам был отпущен экс-глава ОПЗ Сергей Перелома. Он, по версии обвинения, был координатором между Восточным Гок и австрийским посредником. Перелома уже носит электронный браслет, так как фигурирует еще и в деле ущерба для Одесского припортового.

Борьба с коррупцией на службе у политики

Но главным разоблачителем по делу Мартыненко в глазах общественного мнения остается сам подозреваемый – Николай Мартыненко. Спасать его бросились все политические силы во власти, забыв о своих противоречиях. «В администрации президента была истерика: президенту названивали Аваков, Турчинов, — заявил Корреспонденту бывший заместитель генпрокурора Украины Давид Сакварелидзе. — Порошенко никогда не сдаст Мартыненко, потому что если тот начнет давать показания, то не понадобятся и пленки Онищенко [бывший народный депутат, находится в розыске, и из-за рубежа выдает в СМИ записи разговоров между политиками, компрометирующие президента Порошенко – ред.]».

Политические аналитики видят в деле Мартыненко руку тех, кому выгодна перезагрузка власти. «Цель задержания – проверить сплоченность Народного фронта. Если бы они не объединились вокруг Мартыненко, то в парламенте бы запустились центробежные силы, что привело бы к досрочным выборам Верховной Рады», — говорит старший аналитик Международного центра перспективных исследований Анатолий Октисюк. При этом НАБУ находится под политическим влиянием Михаила Саакашвили, который добивается перевыборов парламента, надеясь привести во власть созданную им недавно партию.

«К досрочным выборам готовятся все, — считает политтехнолог Тарас Загородний. Раскручиваются партийные проекты, политические силы увеличивают расходы на финансирование СМИ, государственные деньги идут на повышение зарплат и пенсий. Учитывая коррупционные аппетиты нашей власти, это – уже серьезный сигнал о скорых выборах».

Наблюдатели сомневаются и в том, что НАБУ и САП действуют независимо от администрации Порошенко. Именно президент больше всех может выиграть от последствий дела Мартыненко. В случае досрочных выборов, в парламент не попадает Народный фронт, популярность которого находится в рамках статистической погрешности. В таком случае Порошенко сможет избавиться от лидера «фронтовиков» Арсена Авакова, который в должности главы МВД сохраняет политическое влияние, благодаря своему силовому ресурсу.

Задорожный считает, что дело Мартыненко поможет Порошенко также избавиться от политического конкурента в лице премьер-министра Владимира Гройсмана, который уже сейчас делает заявку на следующие президентские выборы. Надавив на НФ, он добьется от них голосов за отставку Кабмина, если таковые вдруг понадобятся. Также Порошенко, шантажируя делом Мартыненко, может снять претензии НФ на вакантные ключевые посты в Нацбанке, Фонда госимущества, другие.

В любом случае пока от президента зависит, как будет развиваться политическая ситуация в стране. Но если Порошенко будет пытаться заморозить сложившуюся расстановку сил в парламенте до 2019 года, то рискует оказаться перед неизбежностью досрочных и парламентских, и президентских выборов. Когда уровень доверия к власти стремится к нулю, разношерстная оппозиция, подыгрывая настроениям общества, будет нагнетать социальное напряжение.

Борьба же с коррупцией, на которую в обществе огромныйзапрос, пока ведется в рамках этих политических раскладов. Антикоррупционные органы не могут дистанцироваться от политики. На сегодня наказать высокопоставленного коррупционера можно только по политической воле главы государства – либо коррупционеры пойдут на соглашение со следствием. Источник Корреспондента сообщил, что такой вариант не исключают и адвокаты Николая Мартыненко. Но если он на это пойдет, то в стране будет тяжелейший политический кризис.

Читайте также: ЗА ЧТО ВЗЯЛИ СЕРОГО КАРДИНАЛА НАРОДНОГО ФРОНТА МАРТЫНЕНКО

Сам Мартыненко, очевидно, хорошо осознавая свою значимость, чувствует себя достаточно уверенно. «Если человек сам складывает депутатские полномочия, отказываясь от неприкосновенности, когда за десять дней до задержания у него дома проводился обыск, а он после это улетает из страны, но возвращается, то, явно, бояться ему нечего», — говорит адвокат Черезов.  

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий