Арки на авто: назначение, виды, материалы и особенности эксплуатации

Автомобиль состоит из множества деталей, каждая из которых выполняет свою функцию, влияет на комфорт и безопасность движения. Одним из элементов кузова, о которых редко задумываются владельцы до момента возникновения проблем, являются колесные арки. Несмотря на кажущуюся простоту конструкции, арки играют ключевую роль в защите автомобиля от внешних воздействий, формировании его внешнего вида и даже в аэродинамике.

Что такое колесная арка

Колесная арка — это изогнутая часть кузова или навесного элемента, которая обрамляет колесо. Она может быть частью монококовой конструкции кузова или отдельной накладкой. Основное назначение арки на авто — закрыть колесо сверху и по бокам, ограничивая попадание грязи, воды, камней и других предметов с дороги на кузов и в сторону других участников движения.

По сути, арка — это переходная зона между кузовом и колесом, которая:

  • обеспечивает защиту кузовных элементов от механических повреждений и коррозии;
  • предотвращает заброс грязи и воды на двери, пороги, зеркала;
  • влияет на шумовой фон внутри салона;
  • играет роль в общей эстетике автомобиля.

Функциональное значение

Хотя колесная арка выглядит просто, она выполняет сразу несколько задач:

  1. Защита кузова
    Камни, песок, зимой — реагенты, все это выбрасывается вращающимся колесом. Без защиты арки эти материалы могли бы повреждать лакокрасочное покрытие, вызывать сколы и быстрое развитие коррозии.
  2. Снижение загрязнения
    Арки, особенно в сочетании с подкрылками (локерами), удерживают значительную часть грязи, предотвращая её попадание на боковые панели и стекла.
  3. Аэродинамика
    Форма арки и расстояние между колесом и её краем влияют на поток воздуха вокруг колеса. Это может как повышать, так и снижать аэродинамическое сопротивление.
  4. Эстетика
    Стилистически арка подчеркивает дизайн автомобиля, придаёт ему спортивный или, наоборот, утилитарный вид.

Виды арок

Арки классифицируют по нескольким признакам:

1. По конструкции:

  • Интегрированные (штатные)
    Являются частью кузова, штампуются на заводе. Изготавливаются из тех же материалов, что и кузов — сталь, алюминий, иногда пластик в случае композитных кузовов. Форма подбирается с учетом дизайна модели.
  • Накладные (расширители арок)
    Это дополнительные детали, которые устанавливаются поверх штатной арки для увеличения её ширины и изменения внешнего вида. Обычно применяются на внедорожниках или спортивных авто.

2. По назначению:

  • Декоративные — влияют на внешний вид, но почти не меняют защитные свойства.
  • Защитные — выполняют функцию барьера между колесом и кузовом, часто комплектуются подкрылками.
  • Спортивные — увеличенные, для установки широких шин, снижают зазор между колесом и кузовом.

3. По форме:

  • Классические полукруглые.
  • С прямыми углами (характерно для пикапов и некоторых внедорожников).
  • С интегрированными скосами для аэродинамики.

Материалы изготовления

Выбор материала влияет на долговечность, вес и внешний вид арки.

  1. Сталь
    Наиболее распространенный материал для штатных арок. Прочный, но подвержен коррозии. Требует регулярной обработки антикоррозийными средствами.
  2. Алюминий
    Легкий и устойчивый к ржавчине, но дороже стали и менее пластичен при ремонте.
  3. Пластик (АБС, полипропилен)
    Чаще используется в накладках и подкрылках. Не ржавеет, легко формуется, но может ломаться при сильных ударах или морозе.
  4. Композиты (стеклопластик, карбон)
    Применяются в тюнинге и спортивных авто. Легкие и прочные, но дорогостоящие.

Частые проблемы с арками

Колесные арки — зона, которая активно контактирует с агрессивной внешней средой. Основные проблемы:

  • Коррозия
    Особенно на стальных арках. Начинается с небольших сколов краски, которые затем превращаются в очаги ржавчины.
  • Механические повреждения
    Камни, ледяные глыбы, бордюры могут деформировать или треснуть материал.
  • Забивание грязью и льдом
    В зимний период арки могут обледеневать, что приводит к шуму, дисбалансу и даже повреждению подкрылков.

Уход и защита арок

Чтобы арки служили долго, рекомендуется:

  1. Регулярная мойка
    Особенно в зимний период, когда на дорогах используют реагенты.
  2. Антикоррозийная обработка
    Нанесение защитных мастик и восков. Для внутренних поверхностей арки часто используют битумные мастички.
  3. Использование подкрылков
    Это пластиковые или металлические вставки, которые защищают металл арки от ударов и грязи.
  4. Контроль состояния лакокрасочного покрытия
    При появлении сколов и царапин — оперативная покраска или нанесение защитной пленки.

Тюнинг арок

Автовладельцы часто хотят изменить внешний вид машины или улучшить её проходимость. Арки — один из популярных объектов для тюнинга.

  • Расширители арок
    Позволяют установить более широкие колеса, придают авто более агрессивный вид.
  • Арки из карбона или стеклопластика
    Легкий материал и необычный стиль.
  • Окраска в контрастный цвет
    Подчеркивает линии кузова.
  • Интеграция с обвесами
    Создает целостный дизайн автомобиля, особенно в спортивных модификациях.

Арки и безопасность

Наличие исправных арок косвенно влияет на безопасность:

  • Они удерживают выбрасываемые колесами камни и предметы, предотвращая повреждения других автомобилей и пешеходов.
  • Снижают количество грязи на фарах и стеклах, что улучшает обзор.
  • Защищают тормозную систему от лишнего попадания влаги и мусора.

Будущее конструкции арок

В автомобильной индустрии наблюдается тенденция интеграции арок в обтекаемые кузовные формы, что улучшает аэродинамику. В электрических автомобилях арки часто проектируют более узкими, так как используется резина с меньшим профилем для снижения сопротивления качению. Помимо этого, развивается использование умных материалов, способных отталкивать грязь или самостоятельно «залечивать» мелкие повреждения.

Арки автомобиля — это не просто декоративная часть кузова. Они выполняют сложный комплекс функций: защищают от механических повреждений и коррозии, влияют на аэродинамику и внешний вид. Чтобы арки служили долго, необходимо регулярно очищать их от грязи, следить за состоянием покрытия и использовать дополнительные защитные элементы. А для любителей тюнинга арки открывают широкое поле для экспериментов с формой, материалом и цветом.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий